РУС БЕЛ ENG

Советы педагога социального

Памятка родителю от ребенка

  1. Не балуйте меня вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю, я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твердыми со мной, я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  4. Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить, это ослабит мою веру в вас.
  5. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии могу сделать сам. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
  6. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Поговорим несколько позднее. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертельный грех.
  7. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честь. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  8. Не Забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир.
  9. Не Защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  10. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы, тогда я буду искать информацию на стороне.
  11. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  12. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

Особенности подросткового возраста

02.03.2023

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Как не следует обращаться с подростком:

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;                                
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

 

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как не допустить попыток суицида у подростка».

  1. Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на  самые деликатные темы.
  2. Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Особенности общения с подростком:

  1. Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине! 
  2. Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!
  3. Не «нападаем» на ребенка всей семьей!
  4. Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.
  5. Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.
  6. Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.
  7. Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!
  8. Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.
  9. Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.
  10. Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
  11. Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.
  12. Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью.

 

свернуть

О половой неприкосновенности несовершеннолетних…

21.11.2022
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно – правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
развернуть

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка».

Согласно УК РБ лица до 16-летнего возраста имеют половую неприкосновенность.

Половая неприкосновенность  –  запрет на совершение любых сексуальных действий в отношении указанной категории лиц (ст.168 УК РБ).

Профилактике данной категории преступлений, особенно  в отношении несовершеннолетних, уделяется особое внимание.

Врачами акушерами-гинекологами ежедневно проводятся многочисленные гинекологические осмотры, в ходе которых оценивается состояние здоровья репродуктивной системы пациентки. Врач акушер-гинеколог на приёме не ставит перед собой задачу «Определить живёт девочка или девушка половой жизнью или нет?». Но...

Постановление Совета министров Республики Беларусь №1192 обязует медработников предоставлять информацию в органы внутренних дел (без согласия пациента и без запроса в организацию здравоохранения)

  • о фактах беременности лиц, не достигших 16-летнего возраста,
  • о вступлении в половую связь лица, не достигшего 16-летнего возраста,
  • а так же о возможном совершении преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних,
  • иные сведения о том, что вред здоровью причинён в результате противоправных действий.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:

  • информация от ребенка,
  • информация от родителей (законных представителей), других членов семьи,
  • информация от специалистов учреждений образования,
  • информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан,
  • результаты медицинского осмотра,
  • дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Преступление против половой неприкосновенности или половой свободы

Ст.166 Изнасилование

Ст.167 Насильственные действия сексуального характера

Ст.168 Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста

Ст.170 Понуждение к действиям сексуального характера

Совершение указанных действий  даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18- летнего возраста.

Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст. 168 УК РБ.

При этом субъектом данного преступления может быть лицо любого пола, достигшее 18-летнего возраста, ему должно быть известно о возрасте потерпевшей (потерпевшего). Если лицо заблуждается в возрасте потерпевшей (потерпевшего), то  в случае доказанности ошибки ответственности оно не несет.

В противном случае санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания  — ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет или лишение свободы на срок  от 2 до 5 лет.

Уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения (ст. 26 УПК), т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению  в случае примирения сторон. Таким образом, даже заключение брака между указанными лицами не является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Предусмотрена также уголовная ответственность за заражение ВИЧ человека ст.157 УКРБ,   за заражение венерической болезнью человека ст.158 УКРБ. Лицом, которое совершает преступление может быть только знавший о наличии у него заболевания. Ответственность за данное преступление наступает с 16-летнего возраста.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики.

Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Особую роль на ранних этапах играют специалисты учреждений, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Будьте бдительны. Обращайтесь за помощью к специалистам.

Берегите себя и своих близких.

свернуть

Памятка по психоактивным веществам

01.11.2022

Уважаемые родители!

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ – психоактивные вещества).

Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами:

  1. Любопытство.
  2. Давление группы, отсутствие навыка отказа.
  3. Попытка решить семейные или личные проблемы.
  4. Установить дружеские отношения со сверстниками.
  5. Сенсация, возможность привлечь внимание.
  6. Скука, неумение интересно проводить свободное время.

Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление ПАВ подростками: 

  1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

  1. Выслушивайте друг друга. Умение слушать означает:
  • быть внимательным к ребенку;
  • выслушивать его точку зрения;
  • уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.

Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?» Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

  1. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку ДРУГОМ, вы будете самым счастливым родителем!

  1. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от употребления ПАВ.

  1. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.

  1. Подавайте пример 

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример . Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!

Признаки, по которым можно определить, что ребенок начал употреблять наркотики. 

  • Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость.
  • Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым и энергичным.
  • Изменение аппетита и поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жаловаться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого "слона".
  • Общение по телефону с использованием странных слов, понятных только говорящим.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям, занятиям.
  • Исчезновение денег и вещей из дома.
  • Проявление раннее не свойственной грубости, лживость, изворотливость.
  • Незнакомый, странный запах, который порой исходит от ребенка.
  • Наличие признаков простуды: заложенность носа, чиханье, слезотечение, чувство озноба, потливости – это могут быть первые признаки отмены наркотика (наркотическая ломка).

        Все перечисленное - только повод задуматься, все ли в порядке. Ведь характер ребенка, его поведение в семье с возрастом меняются. И по первому изменению поведения ребенка сильно волноваться не стоит. Но необходимо продолжить наблюдение за ребенком, если такие признаки вы будете наблюдать и дальше. Если у вас все же возникли подозрения по поводу употребления наркотиков надо внимательно осмотреть комнату ребенка и его вещи.

  • Если вы обнаружите:дешевые папиросы, кусочки фольги, закопченные ложки, бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи, шприцы и иглы, тогда все сомнения отпадают, вам надо признать, что сын или дочь познакомились с наркотиками.

Что делать если вы узнали о том, что ребенок попробовал наркотик?

Употребляющему наркотики человеку можно помочь избавиться от этой опасной привычки только в том случае, если он сам этого захочет!!!

  • Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить» на ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.
  • Поэтому объясните ему всю опасность употребления наркотиков: нужно объяснить ребенку, что легких наркотиков не бывает!!!

Наркомания часто начинается с курения какой-то «легкой» травки, а заканчивается наркотической зависимостью!!!

  • Под разрушительным воздействием наркотика он очень быстро утратит память и не сможет не только работать на компьютере, но даже прочитать книгу;
  • Наркоман не сможет иметь здоровых детей;
  • Состояние, в котором он находится это болезнь. Как и любая другая болезнь, наркомания подлежит лечению, а если тяжелую болезнь пустить на самотек, она может привести к смерти;
  • Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу.
  • Не следует бояться слова «нарколог», т.к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал.
  • Ваша задача уговорить ребенка обратиться за помощью к специалистам!!!
  • Поддержите его, проявите понимание и заботу.

Постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой!!!

Текст Токарчук О.М., педагог социальный

свернуть

Внимание родителям! Мы против насилия!

01.11.2022

Родителям о физическом наказании.

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.

И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:
- Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
— Страх;
— Возмущение, протест;
— Обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
— Разрушение "нравственных тормозов";
— Стремление к обману, изворотливость;
— Потерю способности к здравому рассуждению;
— Ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между "можно" и "нельзя";
— Агрессивное поведение;
— Снижение самооценки;
— Ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. 

Чем заменить наказание

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Текст Токарчук О.М., педагог социальный

 

свернуть