Готовимся к зачету № 2 по биологии .
10 класс химико –биологический направления
Термины, которые нужно знать:норма реакции, генотип, фенотип , гетерозигота, гомозигота, чистые линии, аллельные и неаллельные гены, ген, гибриды, кроссинговер, анализирующее скрещивание, кодоминирование, множественный аллелизм , монозиготные и дизиготные близнецы.
Ученые и их достижения,в свете изучаемых тем: Фриз, Бэтсон , Пеннет, Морган, Мендель, Вавилов, Навашин.
Вопросы, на которые необходимо дать полный и глубокий ответ:
1.Сперматогенез и оогенез: периоды, хромосомные наборы, типы деления, названия клеток.
2.Двойное оплодотворение у растений.
3.Эмбриональное развитие у животных: характеристика этапов, зародышевые листки ,
органы и системы ,которые они образуют.
4.Постэмбриональное рзвитие животных. Полный и неполный метаморфоз, прямое развитие, особенности, примеры живых организмов. Сложный жизненный цикл и смена хозяев у разных групп животных.
5.Законы Менделя: формулировка, расщепление, генотипы и фенотипы P ,G, F.
6.Основные положения ,выведение и результаты хромосомной теории Моргана.
7.Типы определения пола у разных групп живых организмов.
8.Особеннности модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и
вариационной кривой.
9.Виды и характеристика хромосомных мутаций.
10. Виды и характеристика геномных мутаций.
11.Трудности в изучении человека. Методы изучения человека и их характеристика.
12.Генные и хромосомные болезни человека: причины и особенности их течения.
Должны уметь решать задачи на:
-подсчет хромосомных наборов по теме «Гаметогенез»;
-применение 1-3 закона Менделя, группы крови, неполное доминирование, летальность, кроссинговер, сцепленное с полом наследование.
Ответы на эти вопросы Вы можете найти в учебнике 10 класса под ред.Н.Д.Лисова 2014 г (база),
учебн.пособии под ред Н.Д .Лисова 1999 г(профиль). Желаю Успеха!!!!
Примерный образец зачетного билета по биологии.
1.Дайте определение терминам: аллельные гены, чистые линии.
2.Перечислите последовательно периоды характерные для сперматогенеза.
3.Дайте полный ответ на вопрос : Виды и характеристика геномных мутаций.
/Свой ответ сопроводите схемой, рисунком и пояснениями./
4.Решите задачу: Окраска оперения у кур наследуется по типу неполного доминирования(черное оперение доминирует над белым, промежуточный признак-
пестрое оперение).Пестрых кур скрестили с пестрыми петухами. Известно, что еще
до оплодотворения погибает 70% гамет ,несущих рецессивный аллель и 30 %гамет
несущих доминантный аллель. Определите % белых потомков ?
5.Попробуйте на примере Вашей семьи и близких родственников проанализировать наследование нескольких генетических признаков. Попытайтесь выявить, какие из них доминантные, а какие рецессивные. От кого в вашей родословной они могли передаваться?