ГУО "Лицей г.Новополоцка" - Образные методы запоминания текстовой и речевой информации
  • .

  • .

  • .

  • .

  • .

Лицей г.Новополоцка

Per aspera ad astra

Осмыслить текст, значит, понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этого материала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. Линейная запись текста "рассредоточивает" внимание и приводит к "выхватыванию" из текста не всегда важной информации, с трудность выбора ключевых слов, неумение рассуждать логично, полноценно и быстро.

Образные методы запоминания текстовой и речевой информации применяют для запоминания разного рода описательных текстов научно-популярного и художественного характера, где ставится цель - запомнить близко к тексту или дословно. К образным методам запоминания текстовой (речевой) информации относятся методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин".

Метод "Картинка"

Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этот метод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентов и взрослых. Метод "Картинка" развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях (наличие "ключа" к информации).

Последовательность этапов выполнения

1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом. Причем эти блоки могут не совпадать (что чаще всего и происходит) с делением текста на абзацы;

2 этап - каждый блок представляется в виде "сюжетной картинки" с "подключением" эмоций и различных чувств;

3 этап - выписываются опорные слова, которые могут быть либо обобщением, либо началом смыслового блока (выбор зависит от текста и ваших предпочтений);

4 этап - периодичность 1, 2 и 3 пунктов;

5 этап - формирование "ключа" к информации (тексту), т.е. составление мнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов

6 этап - последовательное представление "сюжетных картинок" по "ключу" с "озвучиванием", т.е. контрольное припоминание.

Полезные замечания

1. Не стремитесь сформировать сразу крупные блоки информации, лучше соблюдать постепенность.5+-7

2. Вовлекайте в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.

3. Важным пунктом является одновременность образа и его словесной формы, иначе это будет просто "мелькание образов".

4. Опорные слова выбирайте в зависимости от ваших предпочтений. Главное, чтобы они имели конкретный образ.

5. Для формирования "ключа" можно использовать любые методы мнемотехники.

6. Обязательно выполнять контрольное припоминание, чтобы проверить себя и "озвучить картинки".

Пример запоминания текста с помощью метода "Картинка".

Кенгуру, но какие!

Первые европейцы, которые встретились с удивительным миром австралийской природы, были изумлены, увидев каких-то странных животных, быстро убегавших от них огромными скачками.

Конечно же, ими оказались кенгуру. Давно это было - в начале 17 века. Но, увидев кенгуру на дереве, многие удивляются и сейчас. Уж очень непривычно. А удивляться, собственно, нечему. Из множества видов этих сумчатых примерно пятая часть умеет лазать по деревьям. Они так и называются: древесными кенгуру. Самые маленькие из всех кенгуру достигают в длину, включая хвост, 45 см, а самые большие - гигантские - почти трех метров. Древесных же по размерам можно отнести к средним - до 60 см. Населяют они Новую Гвинею и северо-восток штата Квинсленд, причем в Австралии водятся всего два вида, и те сравнительно недавно проникли туда из Новой Гвинеи.

Все кенгуру - животные растительноядные. Древесные питаются почками и листьями растений, лианами, любят папоротники, ягоды и плоды. По земле бегают так же хорошо, как и обычные кенгуру, - скачками, не менее ловко передвигаются и по ветвям, причем с деревьев спускаются только хвостом вниз. В процессе эволюции задние ноги у них укоротились и стали лишь немного длиннее передних. На всех пальцах имеются длинные, крючковатые когти, хорошо помогающие им цепляться за сучки и ветви. Древесные кенгуру довольно быстро лазают по деревьям, а иногда даже скачут, как обезьяны. При необходимости могут совершать прыжки с большой высоты.

Живут зверьки небольшими группами, точнее, семьями: взрослый самец, несколько самок и детенышей. Большую часть дня проводят на вершинах деревьев, погрузившись в сон, а вечером спускаются на землю, чтобы утолить голод и жажду.

Самки приносят ежегодно только по одному детенышу. Природа и здесь позаботилась о них: с двумя, как это часто бывает у наземных кенгуру, им на деревьях было бы просто не справиться. К сожалению, до сих пор на древесных кенгуру охотятся из-за вкусного мяса. Ценен и мех этих животных. В зоопарках они встречаются очень редко.

Е. Солдаткин

"Юный натуралист", ¦8, 1984 г.

Разделим текст на блоки, объединенные одной мыслью или одним сюжетом. Вот что получилось:

1. "Первые европейцы, которые встретились с удивительным миром австралийской природы, были изумлены, увидев каких-то странных животных, быстро убегавших от них огромными скачками. Конечно же, ими оказались кенгуру. Давно это было - в начале 17 века". Выходим на образный уровень, представляя следующую картину: " Европейцы в старинных камзолах 17 века высаживаются на берег Австралии. Вдруг они увидели странных животных - кенгуру, которые убежали от них огромными скачками. Люди издают звуки изумления". Желательно не только "увидеть сюжетную картинку", но и "услышать" грохот убегающих кенгуру и возгласы удивленных людей, почувствовать запах травы и ощутить палящие лучи солнца. Одним словом - подключить как можно больше ощущений и чувств. Вспомните свое удивление, создайте эту эмоцию!

Теперь записываем опорное слово-образ - первые европейцы или встреча и приступаем к формированию следующей "сюжетной картинки".

2. "Но, увидев кенгуру на дереве, многие удивляются и сейчас. Уж очень непривычно. А удивляться, собственно, нечему. Из множества видов этих сумчатых примерно пятая часть умеет лазать по деревьям. Они так и называются: древесными кенгуру".

Представляем: "Вдруг один из европейцев замечает кенгуру - на дереве (!). Он очень сильно удивляется, и видит, что пятая часть убегающей стаи (это может быть одна из пяти кенгуру) начинает лазать по деревьям. Человек медленно и выразительно произносит их название - древесные кенгуру".

Записываем слово - дерево или древесные кенгуру.

3. "Самые маленькие из всех кенгуру достигают в длину, включая хвост, 45 см, а самые большие - гигантские - почти трех метров. Древесных же по размерам можно отнести к средним - до 60 см".

Представляем: "Неожиданно среди деревьев европейцы видят маленьких кенгуру длиной 45 см, тут же из-за дерева выглядывают самые большие - гигантские кенгуру длиной почти три метра. На дереве расположились древесные кенгуру, длиной до 60 см". Следует отметить, что в этом тексте не так много цифр, и они хорошо запоминаются сами собой, а вот если в тексте будет много цифровой информации, то без мнемотехники и эйдетики не обойтись. В таком случае нужно будет образы цифр "включить" в "сюжетную картинку".

Записываем слово - самые маленькие или размеры.

А теперь попробуйте сами сформировать "картинки" и записать опорные слова-образы, не заглядывая вперед. Сравните, так ли у вас получилось...

"Ключ" к тексту составляется из слов: первые европейцы (встреча), дерево (древесные кенгуру), самые маленькие (размеры), населяют (места обитания), растительноядные (питание), бегают (передвигаются), задние ноги (приспособления), обезьяны (прыжки с высоты), семья (образ жизни), самка (детеныш), охота (истребление).

Например, можно составить мнемические фразы из слов так: "Встреча древесных кенгуру с размерами в местах обитания. Питание передвигается с помощью приспособления для прыжков с высоты. Образ жизни с детенышем приводит к истреблению". Как правило, такие фразы легко запоминаются, т.к. отличаются своей необычностью.

Вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

Шесть шесть три один пять один четыре

Я все помню в целом мире.

А если мы несколько изменим этот телефонный номер: например, 663-14-15, то можем зарифмовать его по-другому:

Шесть шесть три один четыре один пять

Я не буду забывать.

Теперь попробуем зарифмовать номер 151-46-63: Один пять один четыре шесть шесть три Никому не говори. И так далее. Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом.

Аббревиатура (акроним) Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

 

Метод расположения предметов Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то безусловно без труда сосчитаете все окна. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. Первое, что вам необходимо сделать, — это установить некоторую последовательность в перечислении мест.

Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д. Если же вы представляете свой путь от дома до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, похоронное бюро, автобусная остановка и т.д. Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, гробы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное. Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от дома до работы.

Метод расположения предметов. Но в данном случае вы используете для запоминания не последовательность объектов, а конкретные образы, названия которых рифмуются с цифрами. Попробуйте для начала запомнить следующий список предметов.

Один — господин. Два — трава. Три — богатыри. Четыре — дверь. Пять — кровать. Шесть — жесть. Семь — ремень. Восемь — лось. Девять — лебедь. Десять — лестница. Итак, вы можете запомнить либо этот список, либо другой, написанный вами подобно этому. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов».

Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с господином, и вам следует представить какого-нибудь господина, обмотанного туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированный тунец. Его вы должны связать с богатырями, поэтому вы можете представить себе богатырей, уплетающих консервированного тунца. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует двери, и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом дверь. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

 

Методы расположения предметов и подбора слов, способствующих запоминанию, имеют различный круг применения. Первый метод лучше использовать для запоминания относительно коротких списков предметов, а второй — тогда, когда очередность объектов не имеет особого значения. Нахождение связи между цифрами и буквами Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова.

В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры. Цифры и соответствующие им согласные:

1 = т (одна вертикальная черточка)

2 = ц (две вертикальные черточки)

3 = ш (три вертикальные черточки)

4 = ч (начальная буква названия цифры)

5 = п (начальная буква названия цифры)

6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)

7 = с (начальная буква названия цифры)

8 = в (начальная буква названия цифры)

9 = д (начальная буква названия цифры)

О= о (начертание буквы похоже на начертание цифры) После того как вы запомните, какие буквы каким цифрам соответствуют, вы будете готовы к использованию этого метода.

Метод Цицерона

Данный метод запоминания информации имеет множество названий: техника локаций, метод Цицерона, техника опорных образов, метод мест, система римской комнаты, а также метод Симонида.

«Метод Цицерона» пригодится тогда, когда количество нужных для запоминания слов превысит пятнадцать. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке:

 

1. Перед вами список из 20 слов, которые нужно запомнить с помощью метода Цицерона : таракан, письмо, дятел, желе, весло, хлеб, ракета, вода, улыбка, носорог, гвозди, лестница, утюг, капкан, ручка, клубника, майка, гиря, сыр, вата.

Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Список объектов в квартире: кровать, тапочки, телефон, полка, окно, музыкальный центр, электрочайник,  гитара, стол, зеркало, часы, шкаф, дверь, холодильник, умывальник, туалет, ковер, плита, сковородка, ведро.

2. Возьмите листок бумаги и ручку. Теперь пройдитесь по тому помещению (дому, квартире), которое вы выбрали, и запишите все подходящие, выделяющиеся и запоминающиеся предметы, которые будете встречать на пути. Запишите таких предметов от 20 до 60. Это будут ваши «слова-места». Хорошо выучите расположение и порядок (как они идут друг за другом) своих «слов-мест». Как ими пользоваться, вы узнаете дальше.

Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Список объектов в квартире: кровать, тапочки, телефон, полка, окно, музыкальный центр, электрочайник,  гитара, стол, зеркало, часы, шкаф, дверь, холодильник, умывальник, туалет, ковер, плита, сковородка, ведро.

 

3. Для того, чтобы запомнить список из двадцати слов, необходимо «соединить» в воображении каждый объект с каждым словом в заданном порядке.

 

Для лучшего запоминания, можна использовать несколько хитростей и секретов:

а) Используйте побольше юмора и парадоксальности. Смысловая связь должна вызывать бурю эмоций и чувств. Неинтересные взаимосвязи будут запоминаться плохо.

б) Добавьте немного сексуальности. Ни для кого не секрет, что подобную информацию мы усваиваем удивительно быстро.

в) Изменяйте свойства предметов. Пусть, кирпич будет у вас мягким, а книга, например, жидкой. Как это может быть?

г) Меняйте функции предметов местами. Бросайте ведро в воду, вместо того, чтобы набирать воду в ведро. Попытайтесь поместить магнитофон в аудиокассете.

д) «Примеряйте» все на себя. Помните, что информация о себе любимом, запоминается очень хорошо. Надо запомнить таракана – съешьте его. В воображении, конечно. Тарелки – попробуйте их привязать к своим ногам и использовать вместо ботинок.

е) Увеличивайте и уменьшайте размеры объектов. Море и карандаш – вы плывете по морю на огромном карандаше. Коробок спичек и слон – на ваших глазах слон спокойно устроился в спичечном коробке.

Пример того, как можно запомнить список слов на выбранных объектах:

- просыпаясь, я увидел в КРОВАТИ кучу ТАРАКАНОВ
- в мои ТАПОЧКИ кто-то положил ПИСЬМА
- мой сотовый ТЕЛЕФОН вдребезги разбил ДЯТЕЛ
- на ПОЛКЕ вместо книг подтаявшее ЖЕЛЕ
- кто-то разбил в ОКНЕ стекло ВЕСЛОМ
- вместо диска в МУЗ.ЦЕНТР засунули ХЛЕБ
- открыл крышку ЧАЙНИКА – оттуда РАКЕТА
- электрическую ГИТАРУ полили ВОДОЙ
- на СТОЛЕ помадой нарисована УЛЫБКА
- посмотрелся в ЗЕРКАЛО – просто НОСОРОГ
- в настенные ЧАСЫ вбиты ГВОЗДИ
- на ШКАФ водрузили ЛЕСТНИЦУ
- к ДВЕРИ привязали горячий УТЮГ
- заглянул в ХОЛОДИЛЬНИК – там КАПКАН
- УМЫВАЛЬНИК завален шариковыми РУЧКАМИ
- в ТУАЛЕТЕ разбросали два кило КЛУБНИКИ
- на КОВРЕ разбросаны мои МАЙКИ
- СКОВОРОДКА вся вымазана СЫРОМ
- мусорное ВЕДРО забито до верху ВАТОЙ

Чтобы вспомнить слова из списка, надо мысленно «пройтись по объектам»  и «снять» с них слова, сцепленные придуманной смысловой связью.

Преимуществом метода Цицерона является быстрота его осваивания, для чего обычно достаточно двух-трех тренировок. Не менее важное достоинство – возможность применения в любом месте, будь то аудитория, концертный зал или кабинет начальника. Любой участок пространства может служить опорной площадкой для мысленного путешествия. При этом нет необходимости вызывать из памяти заученный наизусть ряд, как, например, при использовании методов связанных или последовательных ассоциаций. Используя метод Цицерона можно вызвать из памяти знакомую комнату или (при надлежащей тренировке) воспользоваться той, в которой находитесь. Сопоставление мнемонических элементов с предметами интерьера или уличными объектами производится путем ассоциаций. Для этого необходимо рассмотреть, хорошо запомнить местоположение элементов интерьера и «расставить» по ним ключевые слова запоминаемой информации. Чтобы впоследствии ее воспроизвести, необходимо вспомнить обстановку, что намного проще, чем воссоздать в деталях содержание лекции, выступления или доклада. Вместе с обстановкой удивительно легко вспомнится и та информация, что была «прикреплена» к тому или иному объекту.

«Мы столько будем знать, сколько запомним»

Полезные ссылки





























Группа Вконтакте

Статистика